Причиной отключения света в квартирах у десятка тысяч жителей Киришей стало техническое состояние одной из подстанций и то, что в неё длительное время не вкладывались деньги, считают в компании ЛОЭСК. Оппоненты не согласны и говорят, что к аварии отношения не имеют. А 47news узнал, кто скоро продаст причину раздора.

Как стало известно 47news, 10 октября в Киришах прошло совещание, посвящённое масштабному отключению электроэнергии, которое произошло накануне, 9 октября, и затронуло 9,5 тысяч жителей. На нём присутствовали представители сетевых организаций, чиновники из администрации района и специалисты Ростехнадзора.

Напомним, что электроэнергии не было с десяти утра до семи вечера. Помимо жителей, без света остались детская поликлиника, станция "Скорой помощи", два детских сада и две школы. Часть жителей жаловалась на перебои с электроснабжением и ночью с 9-го на 10 октября. На месте работали две оперативно-выездные бригады ЛОЭСК, к утру электроснабжение вернули всем абонентам.

По данным компании ЛОЭСК, отключение произошло из-за несогласованных с энергетиками земляных работ, производимых сторонней организацией. "Несмотря на требование работать лопатами, строители использовали экскаватор и повредили кабельную линию, питающую целый район Киришей", - сообщила главный инженер восточного филиала ЛОЭСК Татьяна Крылова, добавив, что подобные случаи - не редкость, и обычно в таких ситуациях электроснабжение переводится на резервную схему.

- Но в Киришах это оказалось невозможным. Подстанция ПС-303 на проспекте Победы находится в зоне ответственности ООО "СП Росэнерго". От нее отходят восемь кабельных линий 10 кВ, по которым электроснабжение поступает в распределительную подстанцию, а оттуда – в дома потребителей. Из-за целого ряда не устраненных вовремя технических неисправностей на подстанции пять из восьми кабелей ЛОЭСК не могут быть к ней подключены. Нагрузку было просто некуда перевести, - объясняет Татьяна Крылова, добавляя, что попытки взаимодействия с коллегами из "Росэнерго" не дали результата, и ЛОЭСК принялся за срочный ремонт кабельной линии.

По данным ЛОЭСК, собственником ПС-303 является ЗАО "Норд Инвест", а "Росэнерго" арендует эту подстанцию и осуществляет ее эксплуатацию. С 2005 по 2016 год подстанция эксплуатировалась близкой к собственнику компанией "НПО Норд Инвест". "Но средства, необходимые для содержания подстанции, вкладывались в недостаточном количестве", - считает главный инженер АО "ЛОЭСК" Андрей Горохов.

По словам директора ЗАО "Норд Инвест" Игоря Сумина, компания действительно является собственником подстанции.

- Я считаю, что последнее время её эксплуатировали по остаточному принципу. Когда эксплуатировал "НПО Норд Инвест", таких проблем не было. Потом подстанцию арендовал ЛОЭСК, а за ними "Росэнерго" и начались какие-то непонятные аварии. Я вообще сейчас собираюсь её ремонтировать, а потом продавать. Не хочу быть крайним в случае чего, - сообщил коммерсант в разговоре с 47news.

Отметим, что Игорь Сумин, предположительно, приходится мужем Виктории Суминой, которая, по данным СПАРК-Интерфакс, владеет 70% "НПО Норд Инвест". Ещё 30% принадлежат гендиректору этой компании Игорю Копачене.

По словам Копачени, он категорически не согласен с тем, что плохо эксплуатировал подстанцию.

- Вложения были. И статистика по отключениям у нас минимальная была — ни одного отключения по нашей вине более часа не было, и всегда резерв работал. Паспорта готовности тоже всегда были, и независимая лаборатория тоже регулярно приезжала. Да, не было капремонта, но вложений было очень много. Я практически жил на этой подстанции. А после того, как два года назад мы ушли, был сначала ЛОЭСК, а потом "Росэнерго". И я вам так скажу - электроприборы такая вещь, что без должного обслуживания через полгода всё начинает рушиться, - заочно ответил оппонентам бизнесмен.

По словам директора ООО "Сетевое предприятие "Росэнерго" Константина Грачёва, подстанция была взята в аренду в конце 2017 года и находилась в крайне неудовлетворительном состоянии. До этого арендатором был ЛОЭСК. Что касается аварии, то вины своего предприятия в случившемся Грачёв не видит.

- Пятого октября ЛОЭСКу было направлено уведомление о том, что высоковольтная кабельная линия 10кВ, присоединенная к подстанции, повреждена и требует срочного ремонта. Владеет линией ЛОЭСК. Но до 9 октября они не предприняли мер для восстановления. Электроснабжение потребителей ЛОЭСК было переведено на резервную линию 10кВ. Принимая во внимание риск возможного повреждения резервной кабельной линии, ЛОЭСК согласовало проведение земляных работ сторонней организацией в охранной зоне резервной линии. В результате нарушения правил при производстве земляных работ строительной организацией линия была повреждена. Это стало длительной причиной прекращениия электроснабжения потребителей в Киришах, - сообщил Грачёв.

В ЛОЭСК тем временем думают, как предотвратить подобные аварии. "Чтобы свести риски повреждений кабельных линий к минимуму, ЛОЭСК не дает разрешений ни на какие земляные работы в районе питающих кабелей. В целом же мы готовы принести извинения за ситуацию, сложившуюся в зоне нашей ответственности. К сожалению, не все зависело от нас. Теперь главное - не перекидывать ответственность друг на друга, а обеспечить надежное электроснабжение - заявили энергетики.