КОНЦЕПТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ В РАМКАХ ЕНЭС, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПЕРЕВОД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОСТАВОК ДЕШЕВОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА РЫНОЧНЫЕ РЕЛЬСЫ, СТАВИТ ЗАСЛОН РОССИЙСКОМУ ЭНЕРГОРАСТОЧИТЕЛЬСТВУ. ТЕПЕРЬ КОММЕРЧЕСКИЕ ПОТЕРИ ПОДСЧИТЫВАЮТ И СБЫТОВЫЕ КОМПАНИИ, И СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
ОТ АМНИСТИИ…
Сбытовые компании и сетевые организации озаботились проблемой безучетного потребления электроэнергии сразу после того, как у них в руках оказались сосредоточены инфраструктурные активы.
Наиболее распространенные нарушения – несанкционированное присоединение к электрическим сетям, несанкционированные изменения внешней схемы электроснабжения или несанкционированное увеличение мощностей.
Все штрафы и санкции за подобные проступки регламентируются, они прописаны в соответствующей статье действующего законодательства. В то же время методы борьбы с незаконным энергопотреблением и пресечение фактов несанкционированного присоединения к электросетям порой отличаются некой экстравагантностью.
В памяти петербуржцев еще свежи воспоминания об «энергетической амнистии», которую объявило неплательщикам ОАО «Ленэнерго». Напомним, два года назад ущерб от нелегальных потребителей электричества, причиненный петербургской электросетевой организации, достиг критического уровня – сотен миллионов рублей. И тогда руководство «Ленэнерго» решило повернуться к нарушителям лицом.
Энергетическая амнистия давала возможность легализировать несанкционированные подключения и даже создавала определенные преференции для неплательщиков. Всем потребителям, сообщившим в компанию об отсутствии или неправильном оформлении документов на электроснабжение, гарантировался льготный порядок получения документов, без штрафных санкций, но только до определенного срока. Дальше нарушителей ожидали инспекции и серьезные штрафы.
…ДО ТОКОВОЙ ТЕРАПИИ
В отличие от лояльного подхода городских сетевиков, меры по борьбе с несанкционированным потреблением энергоресурсов на территории Ленинградской области носят более жесткий характер.
Недавно такую кампанию развернуло ООО «РКС-энерго», которое обеспечивает область более чем 25% электроэнергии и является гарантирующим поставщиком этого ресурса для региона. Различие в подходах к потребителю в двух субъектах Федерации понятно – областные угодья гораздо обширнее тесных городских территорий, с большей протяженностью линий электропередачи. К тому же в докризисные времена росту коммерческих потерь на территории Ленобласти способствовало и бурное развитие загородного домостроения. Несмотря на то, что спрос на такую недвижимость в период кризиса упал в пять раз, в последние два года наблюдается продажа земель без инженерных улучшений.
По данным департамента загородной недвижимости NAI Becar, на рынке загородного домостроения в Ленобласти на единицу спроса приходится 10 предложений.
Поэтому проблема технологического подключения к электросетям в Ленобласти в ближайшее время станет одной из наиболее острых в сетевом и сбытовом сегментах. По данным генерального директора ОАО «ЛОЭСК» Вадима МАЛЫКА, сегодня в Ленинградской области насчитывается порядка 250 неподключенных к электросетям
садоводств. Пойдет ли частный сектор при решении проблем техприсоединения легитимным путем – еще вопрос.
Как сообщила пресс-служба «РКС-энерго», организация провела в Ленобласти «токовую терапию». На момент запуска проекта «Энергоконтроль» объем потерь электроэнергии (величины безучетного потребления) достигал по отдельным районам в зоне действия «РКС-энерго» 25–30% и рос год от года.
По словам генерального директора ООО «РКС-энерго» Михаила КОЛОМЫЦЕВА, разворовывалось фактически до 10–15% электроэнергии. В абсолютном выражении объем потерь в сетях ОАО «ЛОЭСК» за 2009 год составил около 332 млн кВт/ч, в стоимостном выражении это порядка 500 млн рублей.
– С увеличением полезного отпуска электроэнергии ЛОЭС в последние несколько лет был зафиксирован достаточно высокий рост потерь на уровне 20%, а в зимний период в отдельных районах Ленобласти – до 30%, – подтвердил М. Коломыцев. – Еще одна причина для создания схемы учета коммерческих потерь – отсутствие в Ленинградской области системы выставления ежемесячных прямых счетов населению.
Прообраз нынешней системы учета электроэнергии был сформирован еще в 2007 году. Проблема потерь решалась с двух сторон – сетевой и сбытовой организациями, что порождало массу конфликтных ситуаций, начиная с отключения внутридомовых сетей и заканчивая нелегальными присоединениями в частном секторе.
В 2009 году на базе ЛОЭСК и «РКС-энерго» был создан коммерческий оператор ООО «Энергоконтроль». Это решение принято с целью формирования единого центра ответственности, упразднения дублирующих функций двух структур по работе с приборами учета и создания зон ответственности сетей и сбыта. В настоящее время «Энергоконтроль» выступает агентом сетевой и сбытовой организаций в работе по договорному и безучетному энергопотреблению, а также по съемам показаний приборов учета.
ЭНЕРГОКОНТРОЛЬ НЕ ДРЕМЛЕТ
В рамках проекта «Энергоконтроль» в каждом регионе Ленобласти была создана отдельная независимая группа контролеров, которая ежемесячно фиксировала показания счетчиков потребителей. Это позволило «РКС-энерго» выставлять счета на основе фактического потребления. До этого потребители оплачивали электроэнергию, снимая показания со своих счетчиков самостоятельно.
Рассказывает генеральный директор ООО «Энергоконтроль» Александр БОРОШНИН:
– Ранее потребители работали на самообслуживании – сами снимали показания со счетчиков и сами заполняли платежные документы. Это приводило к значительным ошибкам при заполнении квитанций, неправильным расчетам и неудобству для людей. В итоге для сетевой компании полезный отпуск определялся не по факту реально потребленной электроэнергии, а по факту оплаты. Выходило, что сетевая компания передавала ровно столько электроэнергии, сколько оплачивалось.
После запуска «Энергоконтроля» ситуация изменилась: мы сами начали списывать показания приборов учета и контролировать не виртуальное, а реальное потребление. На основании этих данных «РКС-энерго» выставляем счета. В свою очередь, сетевая компания стала получать информацию о действительном полезном отпуске и о том, на каком именно участке сети находятся очаги утечек электроэнергии, что позволило более эффективно снижать потери электроэнергии.
Помимо этого, сотрудники «Энергоконтроля» совместно с представителями правоохранительных органов проводят регулярные рейды на территории Ленобласти с целью выявления фактов несанкционированного подключения к электросетям.
Как свидетельствует статистика, после проведения «токовой терапии» кражи электроэнергии в регионе снизились в два раза. По итогам первой половины 2012 года
(при росте отпуска электроэнергии на 11% против 2009 года) объем потерь электроэнергии снизился и составил 163 млн кВт/ч.
НА ПУТИ РАСХИТИТЕЛЕЙ
– Сбытовым компаниям непросто наладить контроль потребления электроэнергии, – комментирует генеральный директор «РКС-энерго» Михаил Коломыцев. – Это громадный и не очень приятный труд. Мы пытались действовать через директоров наших филиалов, но результат не всегда нас устраивал. Надо понимать, что директора на местах почти всегда так или иначе связаны с местной элитой, с которой не хотят ссориться. Поэтому, несмотря на все наши усилия, прорыва в данном направлении не было. Чтобы изменить ситуацию, в рамках «Энергоконтроля» мы создали независимый контролирующий орган в партнерстве с сетевой компанией ЛОЭСК. На мой взгляд, проект принес ощутимые плоды, и можно утверждать, что нам удалось переломить ситуацию с ростом потерь.
За первое полугодие 2012 года коммерческие потери электроэнергии, поставляемой «РКС-энерго», снизились с 25–30% до 12%.
– С персоналом на местах мы проводим серьезную работу, – продолжает генеральный директор «РКС-энерго». – Обучаем людей навыкам составления актов, съемке векторных диаграмм. К тому же внедрили единую унифицированную систему контроля над потреблением.
Кроме того, за счет средств сетевой организации служба контроля установила выносные приборы учета в частном секторе, чтобы обеспечить к ним доступ персонала. И в некоторых случаях выяснилось, что расход электроэнергии увеличился на 20–30%.
Сегодня «РКС-энерго» практически единственная сбытовая компания на всем Северо-Западе с функционирующей системой съема ежемесячных показаний по расходу электроэнергии и планового выставления счетов населению.
– Каждый месяц мы снимаем порядка 290 000 лицевых счетов, полностью контролируя полезный отпуск электроэнергии, – констатирует глава областной сбытовой организации. – Далее мы озаботились достижением распределительного баланса расходов по общедомовым приборам учета среди жильцов многоквартирных домов, что также напрямую связано с проблемой роста коммерческих потерь.
И в марте этого года в качестве пилотного проекта предприняли попытку начислять плату за электроэнергию по общедомовым приборам учета в соответствии не с потреблением, а с занимаемыми жилыми метрами собственников помещений, как того требует закон. Едва только мы выставили подобные счета по нескольким домам, в приемной оказался шквал жалоб из всевозможных инстанций, включая запросы депутатов ЗакСа с призывами не платить в «РКС-энерго», что в тогдашней сложившейся в области политической ситуации было неприемлемо.
ПРОБЛЕМЫ НЕ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ
– Львиную долю времени сотрудники «РКС-энерго» тратят на то, чтобы различными путями «выбивать» с потребителя деньги, – обращает внимание Михаил Коломыцев. – Управляющие компании и эксплуатирующие организации спокойно уходят от платежей, прекрасно понимая, что у них за душой активов нет и по суду брать с них нечего.
Перед электросбытовыми организациями параллельно с исполнением контролирующих функций остро стоит еще одна проблема – сбора задолженностей. В России до сих пор не установлена ответственность потребителя за нарушение платежной дисциплины.
Подготовила Нонна Цай