Однако маржа бизнеса ежегодно снижается, и выживут здесь только те, кто сумеет повысить свою эффективность.
 
Главный тренд для всех инженерных компаний, как и в строительной сфере в целом, – повышение эффективности. В компаниях отмечают ежегодное снижение доходности. Маржу бизнеса здесь уже давно считают не в десятках, а в единицах процентов. «Цены на рынке инженерных услуг растут примерно на 10% год, но чистая прибыльность этой деятельности сегодня крайне невысока – она, наоборот, с каждым годом снижается. Это объясняется тем, что на объектах стараются применять все более современные и совершенные технические решения и материалы, которые не могут быть дешевыми. А существенно повышать итоговую стоимость контракта в условиях жесткой конкуренции просто невозможно», – оценивает ситуацию директор компании «Конфидент» Петр Кузнецов. Выживут те, кто любым способом снизит себестоимость.
 
«На мой взгляд, конкуренция среди инженерных компаний с каждым годом увеличивается, – говорит президент генподрядной компании СТЭП Дмитрий Кунис. – Как и по всему рынку, предложение здесь существенно превышает спрос. Сейчас по состоянию всей строительной сферы складывается ощущение, что диктует заказчик, а не подрядчик. И в ближайшее время эта ситуация будет только обостряться».
 
Сегодня рынок Северо-Запада делят между собой не более десятка крупных компаний-интеграторов. А все остальные – у них на субподряде. И если некрупные и средние инженерные компании пытаются выжить, все больше углубляясь в специфику, стараясь привлечь внимание доскональным знанием определенного узкого сегмента, то считанному числу крупных игроков, стремящихся, напротив, максимально расширить свои компетенции для выполнения заказов на инженерию «под ключ», даже удается развиваться. По словам генерального директора компании «БКН-Девелопмент» Левана Харазова, к такому разделению привел, в том числе, и переход от точечной застройки к комплексному освоению территорий «c нуля». Те, кто раньше специализировался на одной-двух узких областях, сейчас берутся и за другие разделы. Для заказчика гораздо эффективнее доверить все работы одной крупной компании, чем нанимать несколько мелких фирм, поясняет Леван Харазов. И дело не только в специфике той или иной сетевой компании, но и в перечне предоставляемых услуг. «Нашим преимуществом является широта возможностей. Мы можем сделать проект, откорректировать уже готовую документацию, организовать поставку оборудования и материалов, выполнить монтаж, наладку, взять объект на обслуживание. Помимо цены, это единственное преимущество, которое имеет значение на рынке», – полагает Петр Кузнецов.
 
Рынок показывает стабильный рост, и эта тенденция пока сохранится, отмечают игроки. «В связи с активным строительством коммерческих, специализированных объектов в работах по проектированию и строительству инженерных сетей недостатка нет. Конкретно в сфере энергетики сейчас проходит активная фаза модернизации систем энергетического комплекса, многие из которых уже выработали свой ресурс. И это долгосрочные программы», – оценивает генеральный директор ООО «СЗСПК» Александр Скворцов.
 
На заказ
Справиться с объемными заказами могут только крупные игроки, уже заработавшие положительную репутацию. «Работа требует значительного финансового обеспечения, так как для участия в тендере необходимо предоставить обеспечение конкурсных заявок, застраховать договор, а оплата за выполненные работы поступает в течение 90 дней после подписания актов», – утверждает Александр Скворцов. Даже в ситуации, когда предложение существенно превышает спрос, цена не является решающим фактором. «При выборе подрядчиков для работы над сетями мы никогда не приглашаем на конкурс десяток компаний. Наша практика – проведение предварительной квалификации, после которой на тендер остаются лишь две-три фирмы, уже доказавшие свою дееспособность. 
Самые важные критерии для нас – портфолио потенциального подрядчика и отзывы заказчиков. Мы также проверяем финансовое состояние исполнителей: размер предполагаемого контракта с нами не должен превышать 50% от оборота подрядной организации за предыдущие три года», – обозначает условия Дмитрий Кунис.
Леван Харазов утверждает, что большинство новых заказчиков приглашают компанию к участию в тендере по рекомендации. Стоимость работ вторична, ведь действительно грамотно выполненный проект при цене в 500 тыс. рублей позволяет инвестору сэкономить на инженерных решениях не менее миллиона. Особенно высоко на рынке ценятся специалисты-практики, способные отстоять принятые проектные решения при согласовании в экспертизе, предугадать и помочь избежать проблем на этапах строительства и эксплуатации сетей. Поэтому расходы на заработную плату персонала, повышение квалификации специалистов (в ряде компаний запланировано участие сотрудников не менее чем в 30 программах до конца этого года) и регулярные консультации экспертов, а также программное обеспечение (лицензионные программы стоят от 300 тыс. рублей на один компьютер в год) в инженерных компаниях очень высоки.
 
При поиске заказов эффективна и активная маркетинговая политика, когда помимо стандартных методов рекламы и PR компании постоянно расширяют пул партнеров среди вендоров оборудования и технологий. Работают и нестандартные решения. «Мы вынуждены активно конкурировать с компаниями, являющимися подразделениями крупных строительных генподрядных организаций или групп, таких как «Главстрой-СПб» и «ЮИТ». 
На общем рынке они не очень известны, но мы с ними соперничаем на тендерах и получаем крупные заказы. Обычно за счет низкой цены, из-за желания заказчика диверсифицировать подрядчиков или при слишком большой загруженности “дочек”», – раскрывает секрет успеха Петр Кузнецов.
 
Рост цен на инженерные услуги за последний год незначителен и находится в пределах инфляции или чуть выше. И даже резкий рост курса валют сказался, в конечном счете, только на стоимости импортного оборудования. Так, стандартные расценки на прокладку волоконно-оптических линий передачи у операторов связи сейчас составляют 350-450 тыс. рублей за километр (включая стоимость материалов), в зависимости от способа проведения работ, назначения объекта, состояния активного оборудования и настроек. 
В энергетике средняя цена проходки варьируется в пределах 500-800 тыс. рублей за км. Средние по рынку расценки на внутренние сети (включают монтаж, базовое оборудование и материалы, без учета проектирования) сейчас находятся в пределах 17-25 долларов за кв. м площади объекта для систем водоснабжения, 20-28 – для канализационных систем, 50-75 – для электроснабжения.
 
Зависимость от монополий
Процесс сбора документов и согласований для присоединения к системам естественных монополий участники рынка по-прежнему оценивают как непредсказуемый. Но если строительные компании стараются этих проблем избежать, то некоторые инженерные фирмы выстраивают на этом аспекте свое конкурентное преимущество.
 
«Проблем с ресурсоснабжающими компаниями у нас нет, так как мы умышленно не влезаем в функцию заказчика, – рассказывает Дмитрий Кунис. – Получение разрешительных документов, технических условий абсолютно не прогнозируемо по срокам и ценам. А мы не работаем с тем, что не прогнозируемо. Если же у нас есть готовая документация и задание от заказчика, то физически провести работы по инженерным сетям – не проблема».
 
В «БКН-Девелопмент» осуществление функций службы заказчика является основным направлением деятельности. Леван Харазов утверждает, что имея на руках весь пакет исходных документов и разрешений, выполнять проектирование и согласование инженерных сетей получается значительно быстрее и дешевле. Поэтому участвуя в тендере на этот вид работ по объектам, которые компании уже хорошо знакомы, стоимость услуг реально снизить на 30% по сравнению с предложением конкурентов. Выбранная стратегия позволила за последний год увеличить суммарный оборот компании примерно втрое.
 
И плохо, и хорошо
В ОАО «Ленинградская областная управляющая электросетевая компания» («ЛОЭСК») на ситуацию с получением разрешительной документации для строительства в Ленинградской области линий электропередачи смотрят с пессимизмом. За год тупиковая ситуация не только не разрешилась, но даже усугубилась, несмотря на долгий диалог с профильными чиновниками. «Мы бы и рады строить, но нам не дают, – сетует заместитель генерального директора по управлению имуществом «ЛОЭСК» Елена Мыжевских. – Мы пытаемся объяснить, что линии низкого и среднего напряжения не должны считаться объектами капитального строительства. К сожалению, власти рассуждают по-другому: вы сначала получите землю, отмежуйте ее, потом поставьте на кадастровый учет, получите разрешение на строительство и т.д. Абсолютно не задумываясь над тем, что мы зачастую строим линию протяженностью всего 100 м, и глупо считать это объектом капитального строительства. Не говоря уже о том, что опоры с натянутыми проводами не связаны прочно с землей, это не объект недвижимости. Но это инфраструктура, от которой зависит все будущее развитие территорий, а существующий подход полностью противоречит Гражданскому кодексу». Таким образом, сроки строительства электросетевых объектов увеличиваются на 12-24 месяца. В то время как по Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг…» присоединение льготной категории заявителей (физические лица, малые предприятия) должно осуществляться всего за шесть месяцев.
 
Как показывает практика других регионов, обойти противоречия в действующем федеральном законодательстве возможно, если на уровне субъекта принимать соответствующие нормативные акты. Однако в Ленинградской области этого не происходит. Напротив, на уровне муниципалитетов здесь принимаются документы, затягивающие процесс. «В Гатчинском районе просто беда. Я боюсь, что скоро мы просто начнем расторгать договоры с заявителями в судебном порядке. Так как просто физически не можем выполнить взятые обязательства – мы годами не можем получить землю», – комментирует Елена Мыжевских. Оснований полагать, что ситуация в ближайший год-два-пять улучшится, у эксперта нет.
 
Тем временем в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» утверждают, что процесс присоединения к системам холодного водоснабжения и водоотведения предприниматели считают четким и понятным. Процедура постоянно совершенствуется.
 
В ОАО «Ленэнерго» не скрывают, что сложности для строителей есть. Но они касаются, как правило, подключения объектов в исторических районах города. Возможности сетевой компании здесь крайне ограничены – найти места под строительство дополнительных энергоисточников сложно. Эксперты компании согласны, что сетевое строительство крайне зарегулировано, и подтверждают: зачастую процесс согласования строительства подстанции или кабельной линии занимает гораздо больше времени, чем отводит закон. Это напрямую влияет на сроки присоединения к сетям новых абонентов.
Поэтому обеспечение возможности технологического присоединения, ликвидация энергодефицитных узлов, ввод новой мощности, увеличение пропускной способности линий электропередачи признаны приоритетными задачами «Ленэнерго», на решение которых в том числе направлена долгосрочная инвестиционная программа компании на 2014-2019 годы. В компании планируют в 2014 году более чем вдвое увеличить ввод новой мощности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – до 1992 МВА.
 
Марина Скляренко