Генеральный директор ЛОЭСК Дмитрий Симонов выступил 25 апреля с докладом на заседании профильных экспертных советов по топливно-энергетическому комплексу в Государственной Думе.
Тема обсуждения - «Развитие отраслевой конкуренции. Совершенствование антимонопольного законодательства и управления имуществом в электросетевом комплексе Российской Федерации: проблемы и пути решения». Заседание проходило под руководством Валерия Селезнева – первого заместителя Председателя комитета Госдумы по энергетике. Среди участников были представители Министерства энергетики, Министерства экономического развития, Федеральной антимонопольной службы, а также представители крупнейших российских электросетевых организаций.
Все доклады участников заседания перемежались серьезными прениями и активной дискуссией. Тема развития отраслевой конкуренции в электросетевом комплексе является не только актуальной, но и проблемной, обсуждение насущных для энергетиков вопросов вместо запланированных полутора часов продолжалось три часа.
Генеральный директор АО «ЛОЭСК» Дмитрий Симонов выступил с докладом по вопросу правового регулирования порядка и механизма вовлечения в хозяйственный оборот бесхозяйных объектов электросетевого комплекса.
«Вопрос острый и касается всех регионов России, - отметил Дмитрий Симонов в своем выступлении. – Органы местного самоуправления являются единственными, кто обладает правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Как правило, 100 процентов бесхозяйного имущества находится в неудовлетворительном состоянии. На сетевые организации хоть и возложена обязанность по содержанию бесхозяйных сетей, но не обеспечены правовые возможности реализации такой обязанности. Соответственно, включение затрат на содержание таких сетей в необходимую валовую выручку (НВВ) не будет принято тарифными органами и-за отсутствия оформленных прав на эти бесхозяйные сети».
По словам Дмитрия Симонова, есть еще целый ряд проблем, в том числе нормы законодательства о закупках: они не позволяют муниципальным образованиям передавать «бесхозяйные» сети сетевой организации, которая могла бы вкладывать средства в их реконструкцию и ремонт. В торгах, проводимых муниципальными образованиями, часто принимают участие и мелкие сетевые компании, и физические лица, не имеющие материальных и трудовых ресурсов для полноценного содержания сетей.
«Еще одна проблема бесхозяйных сетей - это отсутствие механизма по выявлению бездоговорного потребления, - считает генеральный директор АО «ЛОЭСК». – Это приводит к безнаказанному незаконному потреблению электрической энергии, фактически к воровству».
Призвать «льготников» к отказу от избыточной мощности
Генеральный директор участвовал в обсуждении еще целого ряда актуальных проблем электросетевого комплекса. В том числе был поднят вопрос технологического присоединения «льготной» категории заявителей. На заседании была озвучена необходимость введения экономической ответственности потребителей за использование объема заявленной при технологическом присоединении сетевой мощности.
«В целях рационального использования потребителями максимальной мощности и создания стимулов к отказу от избыточной мощности, необходимо вводить плату за резервируемую максимальную мощность», - уверен Дмитрий Симонов.
Нет инвестиционной программы – нет проблем?
Во время обсуждения вопроса дальнейшей консолидации сетевого комплекса Дмитрий Симонов отдельно упомянул о необоснованном преимуществе небольших территориальных сетевых организаций, не имеющих своей инвестиционной программы. (Только в Ленинградской области из 22-х существующих ТСО утвержденной инвестиционной программы не имеют 18).
«В сетевых организациях с утвержденной инвестиционной программой (к которым относится и АО «ЛОЭСК») расходы на амортизацию, которые были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном размере, исключаются из необходимой валовой выручки при расчете и установлении тарифов для этой организации на следующий календарный год, - объяснил генеральный директор АО «ЛОЭСК». – Но для регулирования сетевых организаций без инвестиционной программы эти положения не применимы. Так же к ним не применимы положения методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии в части корректировки НВВ в связи с неисполнением инвестиционной программы. Соответственно небольшие ТСО могут использовать полученный в тарифе объем амортизационных отчислений нецелевым образом».
По мнению Дмитрия Симонова, это допущение приводит к необоснованному преимуществу небольших ТСО перед компаниями, исполняющими свои обязательства в части обновления существующих производственных фондов, и стимулирует образование новых небольших ТСО, чье влияние на структуру котловой выручки может нанести ущерб действующим на рынке организациям (в условиях ограниченности роста тарифа) и потенциальным дополнительным инвестициям в сетевой комплекс региона.