Законопроект правительства РФ о переходе на оплату величины резервируемой мощности юрлицами обсудили в Госдуме на экспертном совете комиссии по энергетике. Эксперты утверждают, что документ перед утверждением нуждается в серьезной доработке.

Согласно новому законопроекту, юрлица обязуются оплачивать не только фактически потраченную электроэнергию, но и резервируемую максимальную мощность. Инициатором перехода к оплате величины резервируемой мощности выступили Департамент развития электроэнергетики Минэнерго, Федеральная Антимонопольная служба, ПАО "Россети" и другие российские электросетевые организации, а также сбытовые компании и сообщества потребителей, в том числе и крупного бизнеса.  

- Заявитель редко занимается глубоким и качественным анализом потребности в электроэнергии, поэтому и берет мощность с большим запасом, - сообщила заместитель генерального директора по экономике и финансам Жанна Айгильдина на обсуждении законопроекта в Госдуме. – Сетевая компания не может отказать заявителю в его запросе, а потом вынуждена содержать сетевую инфраструктуру для обслуживания невостребованной максимальной мощности. Это увеличивает тарифную нагрузку, распространяющуюся на всех потребителей региона. А механизма экономической мотивации у потребителя, который не использует имеющиеся у него мощности, между тем до сих пор не существует.

ЛОЭСК

В соответствии с документом, оплата резерва мощности возглагается на всех потребителей из числа юридических лиц. При этом ФАС России считает необходимым ограничить круг плательщиков крупными потребителями, резервирующими более 5 МВт электромощности.

Минэнерго со своей стороны предлагает ввести автоматическую оплату заявленной мощности для тех компаний, которые получили условия технологического присоединения, не отправляя ее в резерв. Действующие потребители электроэнергии при новых правилах будут доплачивать за неиспользуемую резервную мощность.

Предполагается, что управлять резервами мощности будут сетевые и сбытовые региональные организации. В частности, сетевые компании обяжут собирать статистику текущего и предыдущих периодов использования мощностей энергии для анализа и оценки на соответствие критериям, предусмотренным законопроектом, и передавать их в сбытовые организации для выставления счетов. Один период будет включать в себя 12 календарных месяцев.

- Процесс сбора и анализа информации станет для сетевых компаний очень трудоемким и нерелевантным результату, - считает Жанна Айгильдина. – В ЛОЭСК, например, имеется 45 тысяч точек поставки энергии юридическим лицам. И мы поддерживаем позицию ФАС России, что оптимально следует сфокусироваться только на крупных потребителях. Более того, на наш взгляд, проблема неиспользуемых мощностей существует не во всех регионах России. И это также нужно учитывать.

По мнению ЛОЭСК, в законопроекте не учтены все нюансы. В частности, не обозначен механизм распределения средств от сэкономленной резервной электроэнергии. Кроме этого, не налажен обмен информацией между гарантирующими поставщиками и сетевыми компаниями.

– Это проблемы всероссийского масштаба, поскольку сетевые организации зачастую не владеют полной базой данных о конечных потребителях, - поясняет Жанна Айгильдина. - При этом сбытовые компании при наличии сопутствующих условий в законодательстве не всегда стремятся помочь своим коллегам в данном вопросе. Поэтому логично, что администрированием должны заниматься не сетевые организации, а сбытовые компании. Кроме того, необходимо протестировать нагрузку на региональные и федеральные бюджеты, ведь многие крупные потребители являются государственными организациями и доплаты за резервные мощности могут сказаться на их платежеспособности, а также серьезно ударить и по казне самих регионов.

В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в правительстве России. Несмотря на то, что большинство участников экспертного совета сошлись во мнении, что документ нуждается в серьезной доработке и дальнейшем обсуждении, они предполагают, что он будет утвержден в действующей редакции.

http://47news.ru/articles/148626/