Плановые отключения электричества на время ремонта линии – мера, доставляющая потребителям большие неудобства. Большинство ремонтных работ на электросетях происходит именно летом. Самые часто задаваемые вопросы, возникающие у потребителей по поводу плановых отключений, мы задали заместителю главного инженера ЛОЭСК по оперативно-технологическому управлению Юрию Борисову.
- Для чего отключают электроэнергию? Что такое «плановые работы»?
- Плановые работы - это те технические мероприятия по ремонту и техническому обслуживанию линий электропередачи и оборудования подстанций, которые выполняются ответственными электросетевыми компаниями в соответствии с годовыми и месячными планами для обеспечения безаварийной работы и надежного электроснабжения потребителей. К этой же категории плановых относятся работы по выполнению инвестиционной программы ЛОЭСК, направленные на развитие электросетей региона и повышение их надежности. Например, замена отслужившего свой срок неизолированного провода на гораздо более надежный самонесущий изолированный, устойчивый к всевозможным природным катаклизмам. Может производиться замена опор, замена или прокладка новых участков кабельных линий, которые за долгие годы пришли в неудовлетворительное состояние. Это необходимо, чтобы избежать аварийных отключений зимой – в период пиковых нагрузок на сети.
- Почему нельзя проводить работы без отключения потребителей? Ведь существует техника работы под напряжением.
- Техника работы под напряжением опробована и применяется в сетях высокого класса напряжения, чтобы не прерывать электроснабжение крупных объектов, например, целого города. Во всех распределительных сетях, таких как у ЛОЭСК, линию сначала отключают, а потом ремонтируют. Понятно, если речь идет о замене провода или кабеля избежать отключений невозможно. ЛОЭСК не практикует работу под напряжением, в первую очередь для обеспечения безопасности своего персонала. Это жизни людей, а безопасность превыше всего.
- Почему нельзя проводить работы не днем, а в ночное время, когда все потребители спят и электричество им не так необходимо?
- ЛОЭСК много подготовительных работ, в частности оперативные переключения по подготовке схемы, проводит в ночное время – чтобы оптимизировать время работы ремонтных бригад и тем самым сократить время отключения потребителей. Но, во-первых, производство ряда работ в ночное время в электрических сетях, особенно на воздушных линиях, запрещено законодательно правилами охраны труда. А во-вторых, если послушать записи оперативных переговоров диспетчеров в случае аварийной ситуации ночью, то звонков от потребителей не меньше, чем днем. Кроме того, достаточно много объектов, которые работают круглосуточно, поэтому переносить работы на ночь – не самый рациональный путь.
- Время плановых отключений указывают с 9 до 17, весь рабочий день. Почему так долго?
- Если работы связаны с текущим ремонтом или техническим обслуживанием оборудования, то непосредственное отключение занимает меньшее количество времени, но указанный временной интервал необходим для подготовки рабочего места и допуска бригады. Если же производятся работы по реконструкции сети или сложному капитальному ремонту, то из-за специфики технологии выполнения время отключения действительно занимает весь рабочий день.
- На сколько по времени энергетики имеют право планово отключать электроснабжение?
- Все зависит от категории надежности, присвоенной потребителю. Их всего три. Третья – самая низкая категория надежности, означающая, что абонент питается по единственной линии и на время ремонта переключить его технически невозможно. Обычно третья категория присваивается потребителям в частном секторе и небольшим многоквартирным домам. По законодательству отключение третьей категории не может длится более 24 часов подряд (как аварийное, так и плановое), и всего 72 часа за календарный год. В сетях ЛОЭСК этот лимит мы не превышаем.
- Можно ли повысить категорию надежности?
- Если абонент хочет повысить категорию надежности, необходимо подать заявку на технологическое присоединение в сетевую организацию. Но, как правило, повышение категории требует достаточно серьезных технологических мероприятий (например, строительства дополнительных линий или элементов на подстанции), и соответственно, эти мероприятия заявитель должен будет оплатить.
- Как ЛОЭСК предупреждает потребителей о грядущих плановых отключениях?
- Информация раз в неделю обновляется на официальном сайте ЛОЭСК, ее же отправляем в единую дежурную диспетчерскую службу Ленинградской области, местные администрации и муниципальные органы власти. Кроме того, информируем управляющие компании многоквартирных домов, а в частном секторе электромонтеры оперативно-выездных бригад сами расклеивают объявления о предстоящих отключениях.
- По какому номеру звонить, если пропало электричество? Как узнать, плановое ли это отключение или авария?
- На каждой подстанции написан номер диспетчерской службы, в первую очередь информацию можно получить по нему. Кроме того, есть общий номер горячей линии ЛОЭСК 8-800-550-47-48, где вас соединят с нужным специалистом. Справочную информацию по всем плановым отключениям в зоне ответственности филиалов АО «ЛОЭСК» можно получить на сайте компании www.loesk.ru в подразделе «Оперативная информация» раздела «Потребителям».